2010/06/06

RSA Animate - The Economic Consequences of Mr Brown / Экономические последствия политики г-на Брауна. Штайн Ринген

On 14 September 2009, Stein Ringen, Professor of Sociology and Social Policy at the University of Oxford, gave his assessment of the New Labour government and the state of the British constitution. In the first of the RSA's new animation series, visual scribe Andrew Park presents his interpretation of the event.




Экономические последствия политики г-на Брауна. Штайн Ринген. 
       Это выражение превосходно характеризует  экономическую политику г-на Брауна – «целесообразная расчетливость». Расчетливость – это бюджет, финансовые расходы, вложения. А целью является то, о чем, собственно, и речь-итог. В соответствии с указанным стандартом, стандартом цели, партия новых лейбористов, возглавившая правительство, провалила свою работу.
       Их  целью, наполненной идеей социальной справедливости, было бороться с ужасающим неравенством - наследием «тэтчеризма». С новым правительством Великобритания, которая итак была далека от равенства в обществе, социальное неравенство только усилилось – в экономической сфере - в распределении доходов и в социальной сфере, например, в области здравоохранения.

       Экономические последствия политики господина Брауна незначительны - ни позитивные, ни негативные – просто никакие.
       Тем не менее, это всего лишь эпизод в  моем сегодняшнем рассказе.
       На  чем бы я, действительно, хотел остановиться, так это ответить – «почему», и здесь закономерно переключиться с рассмотрения «того» и «этого» правительства на проблему Конституции.
       В своем исследовании я остановился на рассмотрении 4 ключевых областей политики: проблемы бедности детей, здравоохранении, преступности и образовании, и, в целом – на неравенстве. Это оценка правительства по степени целесообразности экономической политики, проводившейся в благополучный период с 1997 по 2007 гг. Она основана на данных наиболее общедоступных и известных исследований И – итоги ее.
       История занимательна.
       Г-н  Браун, премьер-министр, специалист в области бюджетирования: требуется больше средств – вложено - в 4 приоритетные области, больше общественных инвестиций - сделано, применены новые политические меры, и – снова ничего, или почти ничего в итоге.
       Позвольте сказать несколько слов о проблеме бедности – ключевой политике г-на Брауна.
       Вот картина происходившего.
       Это – процент детей, живущих в  семьях в условиях бедности. Но что в действительности показывает график – ничего! Я имею в виду, в принципе - ничего.
       Каждый  третий ребенок в Великобритании до сих пор остается живущим в  бедности. Да, были какие – то сдвиги, больше - меньше, но в целом – ничего.
       Из  того, что, действительно, изменилось –  уровень бедности вырос к 1994 г. –  за 3 года до прихода к власти партии лейбористов. Затем, уровень начал приближаться к критической отметке – в это время к власти пришли новые лейбористы. И потом, после того как г-н Браун анонсировал налоговые скидки как новую меру по борьбе с детской бедностью, он снова возрос. Конечно же, должен был снизиться, но снова возрос.
       Причиной  этому было неравенство в обществе, оно усилилось, а политические меры, существовавшие на тот момент, были неспособны защитить детей от возраставшего внутреннего неравенства.
       Это были 90-е гг., дети как были незащищены, так и до сих пор живут в описанных условиях.
       Сфера преступности.
       После новых финансовых вливаний, возраставший уровень преступности, снизился, а  затем - стабилизировался.
       Только  в образовательной сфере был  хоть какой-то успех. Какие здесь результаты – так это длительный период улучшения показателей в сфере образования, они были закреплены, этот период не прерывался, возможности не были упущены. Не сказать, чтобы уж большой успех, но и не провал.
       Здесь – ввиду низкой цены самих финансов уровень снизился и – снова неравенство.
       В конце концов, в политике ничего даром не проходит.
       Общая цель  борьбы с бедностью и озвучивание идеи социальной справедливости – ничего, абсолютно ничего.
       Итак, почему?
       А ответ очень сложен и парадоксален. Потому что было правительство, у которого все должно было получиться. У него было все – власть, деньги, чтобы работать с ними – для экономического роста, мандаты, признание, амбиции, активность, искренность – все.
       Это было компетентное правительство.
       Есть  некоторая доля драматизма в греческом изречении: Бог дал дамам и господам нового лейбористского правительства все, о чем только можно было мечтать, и потом Бог отказал им в возможности воспользоваться полученными преимуществами.
       Г-н  Браун и г-н Кэмерон кричат друг на друга в Парламенте. Один говорит: «у нас получилось», другой говорит: «вы не компетентны».
       Они оба не правы.
       История новых лейбористов – это не история провального правительства  в силу своей некомпетентности. Но это интригующая история правительства, которое провалило работу, не смотря на свою компетентность.
       Правительство принимало решения в областях:
       - касательно бедности – было  вложено мало денег, было принято  мало мер – это вовремя стало  очевидным.
        - здравоохранение (NHS – National Health System) – слишком много денег было вложено слишком быстро и с излишней политической неразворотливостью. В области здравоохранения и преступности превентивная политика был проигнорирована, все ресурсы были вложены в реактивные и контрольные меры. Итак, совершены политические ошибки, можно многому научиться.
       Но  и тут, оказывается, не все ясно, т.к. встает вопрос: почему компетентное правительство себя не оправдало, приняло не те меры?
       Причины скрыты в системе управления и в Конституции.
       Внимательно изучив политику правительства, как уже было рассмотрено, бросается в глаза, на сколько излишне централизованной является сегодня британская правительственная система. Все решения принимаются на Рон и Даунин стрит. Остальная часть страны – и Парламент в том числе – принимают решения сверху, скорее по команде, чем в сотрудничестве.
       А отсутствие мобилизационной политики как таковой – целая легенда.
       Население не было мобилизовано политически на борьбу с бедностью и выполнение своего долга - помочь детям. Работников сферы здравоохранения не поощряли, соседей не призывали бороться с антисоциальным поведением, людей не призывали заботиться о здоровье.
       Правительство просто командовало и все держало под контролем. Новые лейбористы, не смотря на все досады и проволочки, не воспользовались лидерскими навыками, в особенности, в отношении остальной части правительства.
       За  последние 30 лет Британская Конституция  подверглась значительным изменениям.
       Г-н  Блэр и г-н Браун унаследовали стратегию централизации в духе тэтчеризма. Если бы они покончили с этим наследием, у них все могло бы получиться. Тем не менее, они последовали данному курсу, объявив его официальным, и, таким образом, приговорив себя к еще большим проблемам, чем это было раньше. Если все лейбористское правительство с Божьей помощью и всей данной им властью в 1997 г. не смогло справиться со своими задачами, то никто не смог бы этого сделать.
       А теперь позвольте в заключении вынести на повестку дня предложение профессора Рингена по Конституционной реформе:
       Первое  – восстановить палату общин как  центр политической власти в Британской демократической системе.
       Второе  – перевоссоздать демократию на местном  уровне, именно, перевоссоздать, т.к. в  Британии нет как таковых объединений  на местном уровне, которым можно было бы делегировать власть.
       Третье  – разобраться с финансированием  политики и тем, как мы за нее платим.
       Мой «рецепт» состоит в следующем:
       - сделать все финансирование политической  сферы общественным,
       - запретить все пожертвования со стороны отдельных лиц, бизнеса и политических объединений,
       - распределить общественные деньги  как ваучеры электората, которые  можно передать выбранной партии  или выбросить.
       Дамы  и господа, на этой неделе в Вашингтоне президент Обама напомнил правительству об обязанности делать то, за что оно отвечает. Сегодня в Великобритании Конституция такова, что никакое правительство не в состоянии сделать то, за что избрано. 

Перевод Натальи Чусовой

No comments:

Post a Comment

World time