См. перевод на русский
«Магия времени». Филипп Зимбардо
Итак, за 30 лет проведенных исследований мы обнаружили 6 основных временных зон, в которых живут люди. 2 из них фокусируются на прошлом, две – на настоящем и две - на будущем. Люди, живущие с ориентацией на прошлое, помнят все хорошее (досл. «старые добрые времена») - удачи, дни рождения, они хранят семейные дневники, сохраняют семейные традиции. Есть и те, кто фокусируется на том негативном, что было в прошлом - сожаления, что-то, что было плохо – они все фокусируются на прошлом-позитивном или прошлом-негативном.
Существует два пути самопрезентации в настоящем – наиболее очевидно - быть гедонистом - избегать боли, стремиться к удовольствиям, стремиться к знаниям, стремиться к постижению чувственного опыта (sensation). Другие, ориентированные на настоящее, говорят: «не стоит напрягаться. Моя жизнь предопределена-моей религией, моей бедностью, условиями жизни».
Большинство из нас - здесь, т.к. мы будуще-ориентированы: мы приучены скорее работать, чем играть, приучены сопротивляться соблазнам, (искушениям). Но существует и другой способ быть ориентированным на будущее: в зависимости от вашей религиозной принадлежности жизнь может начинаться после смерти физического тела. Чтобы быть будуще-ориентированным, надо верить в то, что, вкладывая в будущее, вы получите свой дивиденты. Если у вас сильная инфляция, вы не кладете деньги в банк, т.к. не можете довериться будущему. Или если что-то не ладится в семье (instability), старшие не сдерживают своих обещаний по отношению к вам.
Чем ближе вы к «экватору», тем больше вы ориентированы на настоящее, т.обр., чем дольше вы пребываете в обстановке, где климат не меняется, тем больше это вкладывает в ваше сознание установку на видение одного и того же - одинаковости (sameness) происходящего, чем изменений.
У протестантов повсеместно ВВП традиционно выше, чем у католиков, часто потому что в идее первых заложено, что чем больше ты работаешь, чтобы преуспевать, тем более ты успешен, следовательно, принадлежишь к протестантам - «Богоизбранному народу».
Моя семья родом с Сицилии, а в Италии существует политическое движение «Ла Лига» (La Liga). Она поделила Италию пополам на «северян» и «южан» по принципу выполнения работы. Люди на «севере» говорят: «мы всю работу делаем, а эти южане ленивы как дети, им обед в 3 часа подавай и все такое». Люди «на юге» говорят: «они (северяне) – не итальянцы – они - германо – австрийцы: йогурты едят вместо пасты, обеды приносят в бумажных пакетах». На недавних национальных выборах Ла Лига набрала 14% голосов избирателей. Как исследователи мы говорим, что «северяне» по своим навыкам в гораздо большей степени будуще-ориентированы, в то время как «южане» - в большей степени прошло-настояще- ориентированные гедонисты.
Моя семья с Сицилии, и я каждый год сюда приезжаю, т.к. тут изучаю финансирование образования в колледжах для детей, вопросы, связанные с техникой, оборудованием. И, разговаривая с местными сотрудниками, слышу: «я-поэт, я живу словом!». И тут я обнаружил, что в сицилийском диалекте не существует глаголов в форме будущего времени, т.е. – «был», «есть», но не «будет». «Так вот почему работа стоит!». И я не мог этого раньше понять, т.к. мы никогда ничего не планируем. Итак, еще раз подчеркну: когда существует какое – то количество людей, ориентированных на время определенным образом, это может охарактеризовать целые нации.
Следовательно, если вы принадлежите к католикам - настояще-прошло- ориентированным или протестантам-будуще- ориентированным, это многое в вас объясняет.
Есть отличная книга по географии времени, написанная моим близким другом Робертом Левином, социальным психологом. Он, без преувеличения, совершил кругосветное путешествие, проведя замечательный эксперимент, исследуя, скажем так, темп жизни (Pace of Life) - о том, что временная перспектива – это то, как люди свой жизненный опыт распределяют порционно по зонам времени. Другим типом ориентации во времени является ваше ощущение длительности времени (sense of duration). Т.е. сколько времени проходит для вас, сидя в кресле у дантиста, пока он не примется сверлить зубы? Сколько времени проходит, пока вы ждете (…)? Сколько времени вы едите пирог? Итак, временная продолжительность – это функция вашего, скажем, предвкушения, скучания или наоборот. И он показал, что в разных культурах у людей разные темпы жизни. Это очень просто: вы сидите в кафе и наблюдаете, за сколько времени люди пройдут 100 м? Или идете на почту и фиксируете на бумаге: сколько времени требуется, чтобы взвесить 3 фунтовую посылку стоимостью 10 евро?
Таким образом, в результате вы можете обнаружить в различных культурах соответствия различным темпам времени. А теперь - о городах. Так, в США проранжированы 60 городов в соответствии с высокими или низкими темпами жизни. В городах с высоким темпом жизни у людей наиболее высокий уровень заболеваний сердца, т.к. такой темп становится частью всей вашей жизни.
Все мы начинаем жизнь как гедонисты-настояще- ориентированные времени: мы хотим удовольствий, избегаем боли. И говоря о семье, школе, с моей точки зрения, целью школы является превращение маленьких настояще-ориентированных «зверьков» в будуще-ориентированных, в некоторых культурах, в прошло-ориентированных.
В Штатах ребенок бросает школу каждые 9 секунд. Это касается тех, кто родом из социальных меньшинств, мальчиков, девочек. Одной из причин такого ужасающего положения не является плохое преподавание. Как показывают исследования, к 21 году ребенок проводит минимум 10 тыс. часов за компьютерными играми, в одиночку. Может быть, больше просматривая порнофильмы в одиночку. Первое, это означает, что у ребенка не развиваются социальные, мыслительные навыки, второе, что, играя, он создает в играх (Воркрафт) свой мир – это увлекательно. Т.е. я слышал недавно, эти компании по производству игр говорят, что разрабатывают игры в 3 D. - т.е. мир уже как бы вокруг вас. Мозги становятся «оцифрованными», что означает, что они просто никогда не высидят в обычной классной аудитории, т.к. это скучно, они ничего не могут контролировать, предполагается просто пассивное присутствие. И в таком случае нам надо бы изменить учебный план, отменить чтение, грамматику, арифметику-ужасно! Эти дети никогда не впишутся в школьные правила, т.к. им нужен контроль над чем-либо, а в школе у них этого контроля нет, просто пассивное присутствие. В школ - учат, буквально (…).
Все привычки – это привычки-производные от гедонизма – настоящее- ориентированного: еда, секс, наркотики, азартные игры и т.д. Все, что нам пропагандируется-школьное образование, общественные отношения – все это сообщения, ориентированные на будуще-ориентированных детей, с которыми проблем нет, у них есть связка между тем, что они делают в настоящем, с тем, какими могут быть последствия. У настояще-ориентированных детей ее нет. Если вы-девушка-настояще- ориентированная, вы знаете, что незащищенный секс может привести к беременности, или болезням, однако, это знание никогда не повлияет на то, чтобы изменить ваше поведение. Вот это интересно, что касается типов временной ориентации.
Мне думается, мы недооцениваем важность влияния технологий на оцифровку сознания детей, молодежи. Дети не носят наручные часы – они говорят: это однофункциональный девайс! Зачем тратить время на однофункциональный девайс… Цифровая культура затрагивает-второй момент-то, что интересует американцев - сколько времени требуется, чтобы включить компьютер и загрузить что-то – меньше минуты – это раздражает…
Таким образом, ожидая, вы злитесь, т.к. ожидание-это потеря времени, даже если вы ждете загрузки своего компьютера. Итак, я думаю, в этом и заключается фундаментальное различие - что мы - взрослые не осознаем, что дети значительно отличаются от нас - таких, какими мы были в детстве. Потому как это-революция времени.
Недавнее исследование, которое мы проводили - это USA TODAY проводил опрос среди американцев: «Насколько мы заняты?». Больше половины ответили: «Я занят сейчас больше, чем в предыдущий год», «занят больше в прошлом году был, чем раньше» и «я жертвую семьей, друзьями, сном ради своего успеха». Это страновое различие, не определяемое будуще-ориентированностью. И мы спросили: «Представьте, если бы у вас было 8 дней в неделю? Что бы вы делали?» В основном отвечали: «Это здорово, я бы больше работал, чтобы достичь большего!» - не друзья, не семья, даже - не сон!
Они проводили исследование 20 лет назад, я снова был расстроен: только 60 % американцев регулярно ужинали с семьей. В том году - только каждый пятый американец.
Вот мы рассуждаем в Америке о семейных ценностях, но не может быть никаких семейных ценностей, если вы не ужинаете с семьей.
Я думаю, многие жизненные затруднения можно понять просто при помощи понимания наших жизненных временных перспектив и того же относительно других. Ведь многие жизненные конфликты - это конфликты пересечения различных временных перспектив, а мы просто приписываем другим негативные значения: ты-идиот, ты-сущий ребенок, ты-авторитарный…
Я думаю, это многое объясняет! (досл. это одна из самый простых мыслей в мире!)
Перевод: Наталья Чусова
No comments:
Post a Comment