Мы решили провести забавный эксперимент. Мы взяли политическое завещание небезызвестного кардинала Ришелье (правильно — Ришельё), представляющее собой достаточно характерный для XVII века трактат на тему «Как надо и как не надо управлять государством» и преобразовали его в пособие по управлению небольшой SEO-компанией, веб-студией или отделом интернет-рекламы.
Получилось у нас или нет, – решать вам.
Оригинал завещания — здесь.
1. Структура
«Слабость существа человеческого требует во всех вещах равновесия, а в том и состоит основание истины».
Главный залог успеха всякого предприятия – правильно выстроенная структура управления. Применительно к отделу SEO можно выделить 2 типа структур, которые явно или неявно применяются в организациях, специализирующихся на SEO: функциональная и проектно-функциональная.
Функциональная структура обыкновенно складывается естественным путём и имеет место быть в небольших компаниях.
Главный минус функциональной структуры в том, что при увеличении количества, либо темпа реализации проектов, руководитель перестаёт успевать контролировать рабочий процесс.
Проектно-функциональная структура предполагает выделение наряду с руководителем отдела ключевых должностей менеджеров проектов.
Очевидные плюсы структуры:
1) возможность для руководителя отдела сосредоточиться на стратегических вопросах, развитии отдела,
2) возможность качественного ведения большого количества проектов. Если в функциональной структуре некий условный «потолок» составляет 10-15 проектов, то проектно-функциональной «потолок» пропорционален количеству менеджеров проектов.
Минус же состоит в том, что менеджеры проектов должны обладать, во-первых, высокой квалификацией, во-вторых, высокой мотивацией, в-третьих, высоким уровнем ответственности. Разыскать таких специалистов довольно тяжело.
2. Разделение труда
«Столь много приключается бедствий от неспособности определенных к главным должностям и к важнейшим делам, что государи и участники управления дел их не могут довольно иметь тщания в том, чтоб каждый определен был к должностям, которые ему свойственны».
Всякая работа руководителя отдела должна начаться с того, чтобы взять два чистых листа и выписать на одном из них имена и краткие характеристики своих сотрудников, а на другом – перечень функций, необходимых для эффективной работы отдела.
Несложный магический трюк позволит соединить два этих листа в двухмерном пространстве в видематрицы разделения задач, например:
исполнитель / функция | Атос (опытен, умен, в/п: пристрастие к алкоголю) | Портос(надёжен, стабилен, в/п: чревоугодник) | Арамис (хитёр, ловок, в/п: питает пристрастие к женщинам) | д’Артаньян (горяч, честолюбив, неопытен, в/п: драчлив) |
управление проектами | X | |||
размещение ссылок | X | |||
копирайтинг | X | |||
исследования, аудит | X | |||
привлечение клиентов | X | |||
веб-программирование | X | |||
контекстная реклама | X | |||
дизайн, юзабилити | X | |||
вирусный маркетинг | X |
Перед нами одна из наиболее распространенных схем работ:
• менеджер проектов Атос
• специалист по созданию сайтов Портос
• специалист по рекламе Арамис
• бойко пишущий копирайтер д’Артаньян
Комбинация символов может быть различной и выбирается, исходя из конкретной ситуации. Например, можно использовать следующие символы:
И — исполнительство
У — участие в выполнении задачи
К — контроль за выполнением задачи
О — ответственность
Д — предоставление отчета
Матрица разделения задач позволяет понять:
• кто и что делает в отделе,
• какой сотрудник перегружен или наоборот недогружен работой,
• кому можно делегировать те или иные функции,
• кто за что отвечает,
• кто и кого контролирует,
т.е. внести ясность и наглядно представить полномочия всех сотрудников отдела.
3. Отчетность
«Дайте мне всего шесть строк, написанных рукой самого честного человека, и я найду, за что его можно повесить».
Если ваша компания уже пережила болезнь роста и перешла на проектно-функциональную структуру, хотите вы того или нет, вам понадобится система документооборота.
Внутренние документы (инструкции, шаблоны) упростят работу сотрудников и сократят время на обучение новичков. На основе отчетов, сделанных в едином формате, удобнее составлять итоговые отчеты для клиентов, партнеров. Наконец, не помешает документировать анализы конкурентов и поисковых систем в виде аналитических документов.
Пример проекта: создать с нуля и провести разовую оптимизацию сайта podveskikorolevy.com
функция (задача) | входная информация | источник информации | выходной документ | исполнители | срок | потребители |
исследование рынка королевских подвесок | запрос на исследование (см. шаблон111) | менеджер проектов (Атос) | отчет об исследовании (см. шаблон333) | д’Артаньян | 2-3 дня | менеджер проектов (Атос) |
подбор и установка CMS | запрос на покупку CMS (см. шаблон222) | менеджер проектов (Атос) | отчет о подборе CMS (см. шаблон444), отчет об установке CMS (шаблон 555) | Портос | 2-3 дня | менеджер проектов (Атос) |
дизайн сайта | запрос о необходимости привлечения стороннего сотрудника (дизайн, предложенныйПортосом, не нравится клиенту) | менеджер проектов (Атос) | краткая характеристика стороннего сотрудника (шаблон 666), отчет об установке дизайна (шаблон777) | Шарлотта Бакстон | 4-5 дней | начальник отдела (г-н де Тревиль) |
составление семантического ядра | отчет об исследованиид’Артаньяна(см. 1-ю строку) | менеджер проектов (Атос) | отчет о формировании семантического ядра (шаблон888) | Атос (решил сделать сам) | 2-3 дня | менеджер проектов (Атос) |
SEO-копирайтинг | отчет о формировании семантического ядра, составленныйАтосом | менеджер проектов (Атос) | отчет о составленном контенте с приложением вышеозначенного контента (шаблон 999) | д’Артаньян | 4-5 дней | менеджер проектов (Атос) |
контекстная реклама | запрос на контекстную рекламу (шаблон 1111) | начальник отдела (г-н де Тревиль) | отчёт о проведенной рекламной акции (шаблон 1222) | Арамис | 10-15 дней | начальник отдела (г-н де Тревиль) |
ЧП: раскрытие служебной тайны (имени клиента) | запрос на проведение внутреннего расследования (шаблон 1333) | начальник отдела (г-н де Тревиль) | отчет о проведенном расследовании (шаблон 1444) | Лилльский Палач | 2-3 дня | начальник отдела (г-н де Тревиль) |
4. Планирование
«Разум не позволяет освобождать его [народ] от каких бы то ни было тягот, ибо, теряя в таком случае знак своего подчинения, народ забыл бы о своей участи и, будучи освобожден от податей, вообразил бы, что он свободен и от повиновения».
«Месяц» расслабляет, «неделя» — оптимизирует. В общем, задача, разбитая на мелкие части, выполняется успешнее, нежели задача, обозначенная двумя-трёмя общими словами.
Можно сказать: «твоя задача – убить мамонта за месяц». А можно сказать:
• на первой неделе твоя задача – выследить тропу, по которой ходит мамонт,
• на второй – вырыть яму и закидать её хворостом,
• на третьей неделе я подключу остальных членов нашего племени,
• и только на четвертой все мы будем гоняться за ним с кольями и факелами до тех пор, пока мамонт не свалится в яму.
5. Сохранение данных
«Казна есть сердце государства, да и воистину она есть Архимедово орудие, которое будучи укреплено твердо, дает способ ворочать всем светом».
Центральным ядром системы управления отделом, его «казной», является информационная система, виртуальное хранилище данных, облегчающее обмен информацией, планирование и контроль работы.
Существует множество платных или условно платных сервисов и программных пакетов: Teamer,Windows SharePoint Services, Trac и даже 1С: Консолидация. Однако, обычно они требуют сложной настройки.
Практика показывает, что простые решения эффективнее (например, рассылка через Google Groups, закрытый phpBB-форум или самописная программа).
Когда количество сотрудников достигает, например, 50-и, имеет смысл использовать внутрикорпоративную социальную сеть. Внутрикорпоративная сеть не только повысит эффективность работы, но и позволит «выпускать пар» и общаться в нерабочих тредах.
6. Риски
«Самое сильнейшее государство в свете не может похвалиться, чтоб владело надежным покоем, если оно не в состоянии защитить себя во всякое время от внезапного нашествия и от нечаянного нападения».
Самый существенный риск при проведении работ по SEO – это изменение алгоритмов ранжирования поисковыми системами.
Этот и другие форс-мажоры полезно продумать заранее, описать их и попытаться выработать мероприятия по минимизации.
Вид риска | Важность | Как можно минимизировать |
Смена алгоритма ранжирования | Очень важно | Проведение комплексной оптимизации сайта, наращивание контента, создание резервных рекламных кампаний в системах «Яндекс.Директ» и «Бегун» |
Агрессивные действия конкурентов | Важно | Отслеживание конкурентов. Использование «белых» методов продвижения |
И т. п. |
7. Мотивация сотрудников
«Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства».
О мотивации сотрудников, часто работающих на удалённом доступе, мы писали ещё в нашемпервом посте на Хабрахабре.
Существует глубокое заблуждение, что единственным способом мотивации может быть денежная премия. Деньги – это хорошо, однако гораздо чаще рядовой сотрудник переживает за верность выбранного им пути. Основная задача руководителя отдела состоит в том, чтобы убедить перспективного сотрудника в правильности выбора. Т. о. эффективность работы сотрудника компании прямо пропорциональна имиджу компании на рынке.
Человеку, работающему на стабильную и развивающуюся компанию, никакая мотивация попросту не нужна.
8. Профессиональный рост
«Государь, который хочет любим быть своими подданными, должен занять главные чины и первые начальства своей державы особами столь почтенными от всего света, чтоб могли находить причину его выбора в достоинстве».
Единственным критерием профессионализма в IT-сфере может быть знание, а не опыт. SEO-рынок подвержен стремительным переменам, каждый месяц появляются новые алгоритмы ранжирования, новые системы контекстной рекламы, новые механизмы продвижения. Человек, специализирующийся на оптимизации поисковой, может завалить всю работу по продвижению в социальных сетях, например.
Отсюда вывод: продвижение сотрудника по служебной лестнице возможно только при условии сдачи им некоего профессионального «экзамена». Только когда он докажет свою компетенцию в данной области специализации, его можно повышать.
А потому, помимо всех прочих бумаг, в столе руководителя отдела должна также лежать специальная таблица, в которой он отмечал бы прогресс каждого из своих сотрудников по тому или иному направлению работы, основываясь не на словах, а на отчетах и цифрах, предоставленных сотрудниками.
Резюме
Возможно, кто-нибудь, у кого сохранились в чулане школьные учебники истории, припомнит еще одну знаменитую фразу Ришелье, о том, что «народ должен работать, как мул». На самом деле в оригинале эта фраза звучит так:
«Народ должно употребить ослам, которые, привыкши к вьюкам, портятся от долговременного покоя больше, нежели от работы, но чтоб та работа была в меру, и бремя оных животных равно было их силе».
Иными словами, Ришелье говорит о некоей системе управления, которую можно было бы назвать «разумным цинизмом» (по аналогии с «разумным эгоизмом»). Эта модель предполагает безусловный авторитет «короля» (руководителя отдела) и «дворянства» (менеджеров проектов). Наверное, в чем-то эта модель не безупречна, иначе к чему французам было бы устраивать революцию…
No comments:
Post a Comment