Сергей Иванов (справа) выделил две проблемы, мешающие развитию научной отрасли: неэффективное расходование средств и пенсионный возраст сотрудников Фото: Артем Житенев/Газета
Преклонный возраст сотрудников научных учреждений и неэффективное финансирование их работы — эти проблемы необходимо решить обновленному Минобрнауки в первую очередь. Российской академии наук дано другое задание — обеспечивать индекс цитирования научным работам и получать на них патенты, а для реализации крупных проектов привлекать "утекшие мозги" и зарубежных ученых. 19 марта в Министерстве образования и науки прошла первая после упразднения Роснауки и Рособразования коллегия. Глава ведомства Андрей Фурсенко заявил, что решение об упразднении двух агентств позволит сделать управленческую вертикаль более жесткой и устранить дублирование функций.
С более жесткой управленческой моделью ведомство сможет не только выполнить поручения правительства, но и решить "намеченные руководством страны масштабные задачи по модернизации сферы образования и науки, повысить степень их интеграции с реальным сектором экономики", уверен министр.
Старение кадров
Присутствующий на коллегии вице-премьер РФ Сергей Иванов выделил две проблемы, мешающие развитию научной отрасли. Во-первых, деньги, выделяемые на науку, крайне неэффективно расходуются. Во-вторых, кадровая ситуация в этой отрасли по-прежнему характеризуется большим количеством преподавателей и сотрудников пенсионного возраста. Пенсионный возраст педагогов не менее серьезная проблема и средней школы, заметил Иванов.
Проректор Государственного университета — Высшей школы экономики Григорий Канторович подтвердил корреспонденту "Газеты", что "старение кадров — проблема для всей страны, об этом говорят и статистика министерства, и экспертное сообщество. В ряде провинциальных вузов эта ситуация абсолютно патовая".
"Только несколько вузов тщательно следят за омоложением кадров. Активно поддерживают грантами. Самые талантливые и умные в любой момент могут уйти в бизнес, там платят совершенно другие деньги, нежели в вузах, поэтому за них нужно бороться всеми доступными способами", — считает эксперт.
Деньги за патенты
Вице-премьер также напомнил, что в текущем году на образование и инновации консолидированный бюджет потратит около 4,4% объема ВВП страны, что значительно больше, чем все расходы на национальную оборону. Однако эффективность освоения этих средств до сих пор оставляет желать лучшего, заметил он. По мнению вице-премьера, "использование выделенных средств должно быть адресным, рациональным и эффективным".
Сергей Иванов раскритиковал существующую схему финансирования научно-исследовательских институтов и заявил, что впредь правительство намерено финансировать только те научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), результат которых оформлен в виде публикаций или патентов. Распределять деньги будет именно министерство.
"Нужно юридическое закрепление порядка, когда НИОКР будут оформлены в виде научных публикаций с широкой цитируемостью или патентом", — отметил Сергей Иванов.
"Финансирование каждого НИИ и всей РАН по принципу "дадим денег, а они сами разберутся, как их потратить" устарело. Современная схема — грантовая поддержка успешных научных коллективов под конкретные проекты. Что касается оценки эффективности, то, вероятно, все упирается в позицию РАН, которая сетует на то, что прекрасные, по их мнению, отечественные научные журналы несправедливо не цитируют. Их необходимо активнее переводить. Встраиваться в глобальную систему, где основной язык — английский. Позиция РАН напоминает строки известной басни Крылова: "Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку", — объясняет Григорий Канторович.
РАН придется пересмотреть свои планы и принципы
Отдельно вице-премьер отметил, что Академии наук для крупных исследовательских проектов необходимо привлекать зарубежных ученых. Для этого РАН придется пересмотреть свои планы и принципы работы.
По его мнению, сейчас России нужны "крупные проекты, аккумулирующие усилия многих участников и средства, выделяемые на науку через различные механизмы".
Напомним, что президент РАН Юрий Осипов известен своей скептической позицией в отношении идеи возвращения российских ученых, работающих в западных университетах, и, по оценке экспертов "Газеты", это значительно тормозит развитие отрасли.
"Роснано" изучит аналоговую кремниевую долину
19 марта также стало известно, что российское правительство обменяется с американским списками компаний, работающих в сфере высоких технологий и заинтересованных в иностранных инвестициях.
Речь идет об участии американского бизнеса в компаниях, разрабатывающих программное обеспечение, и предприятиях по производству микроэлектроники. Россия, в свою очередь, планирует вложить средства не только в IT, но также в нанотехнологии, медицину и защиту окружающей среды. Участие в проекте может принять госкорпорация "Роснано", интересующаяся проектами в Кремниевой долине. Кроме того, российские и американские стороны будут обмениваться опытом, экспертными оценками и учеными.
Какие именно компании будут предложены США российской стороной, неизвестно. Окончательные списки компаний должны быть представлены 28 и 29 апреля на вашингтонской встрече министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко и советника Барака Обамы по науке и технологиям Джона Холдрена.
Бауманку хотят бросить на оборонку, но студенты предпочитают финансы
19 марта в Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э. Баумана на встречу со студентами и аспирантами приехали вице-премьер Сергей Иванов и министр образования и науки Андрей Фурсенко. Фактически цель визита в МГТУ бывшего министра обороны Иванова — услышать напрямую от самих бауманцев, планируют ли они работать в оборонке, стратегической для страны отрасли, объяснил корреспонденту "Газеты" источник в администрации вуза.
Бауманка всегда оставалась учебным заведением, выпускники которого без труда находили себе место работы. В них были заинтересованы не только профильные НИИ, конструкторские бюро или оборонные заводы, но также финансовый сектор и бизнес. При этом в последние годы оборонка все меньше привлекает в качестве места работы, поскольку не может предложить ни конкурентной зарплаты, ни зачастую решения жилищного вопроса, да и вообще слабый соцпакет. Выпускники не спешат трудоустраиваться в оборонку, и предприятия ОПК попросили государство им помочь. "Конечный продукт вузов — не просто выпускники, а те из них, кто нашел себя в производстве, лабораториях, в решении задач реальной экономики", — отметил ректор МГТУ Игорь Федоров.
Вице-премьер Сергей Иванов в своей речи подчеркнул, что МГТУ, как национально-исследовательскому университету, оказывается особая помощь. "Мы помогаем только сильным вузам, а новая инновационная экономика нуждается в инженерах-бауманцах", — заявил Иванов.
Студенты и аспиранты, решившиеся на диалог с вице-премьером, вместо разговора о перспективах своего трудоустройства в оборонке говорили о своих насущных проблемах: жилье, зарплате, сложности при приеме на работу, преимуществах распределения на предприятия и нелегком выборе между зарубежными компаниями и отечественным производителем.
Последний вопрос вице-премьер разрешил с легкостью. Сергей Иванов, возглавляющий совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации, заявил, что не ручается за иностранных производителей: в частности, Boeing в прошлом году понес убытки. "И я не уверен, что инжиниринговый центр Boeing в Москве будет всегда работать. За Boeing я ручаться не могу, а за "Сухого" и "МиГ" могу и ручаюсь", — отметил вице-премьер.
Инженерам предоставят решать, какой должна быть Россия
В своем интервью телеканалу "Россия" первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков, возглавляющий рабочую группу по созданию центра исследований и разработок в Сколково (так называемой российской Кремниевой долины), считает, что подобных проектов в перспективе у России будет несколько. При этом, говоря о сроках реализации нового наукограда, Сурков указал, что только стройка займет от трех до семи лет, а необходимая для инновационных разработок среда в Сколково сформируется через 10—15 лет. На базе подмосковного проекта будут развиваться пять основных отраслей. "Это энергетика, это информационные технологии — передовой край развития мировой экономики, — перечислил замглавы администрации президента. — Это биомедицинская технология, а также ядерная технология, где Россия традиционно сильна, и мы должны это преимущество сохранять и наращивать".
Также в российской Кремниевой долине найдется место для специалистов по телекоммуникациям.
А.А. Фурсенко: Ничто не мешает, потому что она и так встроена. Но вопрос заключается в том, какое место она занимает в этой встроенной системе? К сожалению, на сегодняшний день не самое высокое. А для того чтобы занять более высокое место, нужны некоторые начинания, которые носят как субъективный, так и объективный характер. Скажем, если говорить о системах фундаментальной науки, то во всех вопросах требуется более современная организационная структура. Жизнь меняется очень быстро, и поэтому, с одной стороны, требуются некие организационные меры, а с другой — материальная поддержка, адекватная новой современной структуре. Причем невозможно одно делать без другого: нельзя оказывать материальную поддержку, если организационная и технологическая структуры не будут соответствовать требованиям сегодняшнего времени. Кстати, я считаю, что совсем не обязательно делать управленческую вертикаль более жесткой. На мой взгляд, сегодня в области самой науки, наоборот, требуется развитие более современной разветвленной сетевой структуры. Так что в ряде случаев жесткая вертикаль больше вредит, чем помогает. Скажем, когда мы говорим о создании национальных исследовательских центров, то я считаю, что это должен быть не один подобный центр. И они не должны управляться из одного места, но должны иметь очень большую автономию, а также большую организационную и любую другую независимость. А если говорить об инновациях, то и ими тоже невозможно управлять из одного кабинета. Инновационная экономика, инновационная сфера развиваются только тогда, когда этим занимается каждый. Потому что инновации — это скорее образ мышления, чем какие-то управленческие решения. Что касается того, как формировать ресурсное обеспечение, то тут действительно надо думать о том, чтобы не было чрезмерного дублирования и чтобы деньги все-таки шли на приоритеты. К сожалению, у нас нет возможности одновременно развивать все, и поэтому мы вынуждены выбирать приоритеты. Если говорить о том, что именно нужно сделать для того, чтобы наука успешно развивалась, то, думаю, одним из главных требований является обеспечение стратегического видения. А если действовать, не концентрируя усилий и ресурсов на каких-то выделенных направлениях, это будет большим риском, потому что на сегодняшний день наука очень дорогая.
А.А. Фурсенко: Ничто не мешает, потому что она и так встроена. Но вопрос заключается в том, какое место она занимает в этой встроенной системе? К сожалению, на сегодняшний день не самое высокое. А для того чтобы занять более высокое место, нужны некоторые начинания, которые носят как субъективный, так и объективный характер. Скажем, если говорить о системах фундаментальной науки, то во всех вопросах требуется более современная организационная структура. Жизнь меняется очень быстро, и поэтому, с одной стороны, требуются некие организационные меры, а с другой — материальная поддержка, адекватная новой современной структуре. Причем невозможно одно делать без другого: нельзя оказывать материальную поддержку, если организационная и технологическая структуры не будут соответствовать требованиям сегодняшнего времени. Кстати, я считаю, что совсем не обязательно делать управленческую вертикаль более жесткой. На мой взгляд, сегодня в области самой науки, наоборот, требуется развитие более современной разветвленной сетевой структуры. Так что в ряде случаев жесткая вертикаль больше вредит, чем помогает. Скажем, когда мы говорим о создании национальных исследовательских центров, то я считаю, что это должен быть не один подобный центр. И они не должны управляться из одного места, но должны иметь очень большую автономию, а также большую организационную и любую другую независимость. А если говорить об инновациях, то и ими тоже невозможно управлять из одного кабинета. Инновационная экономика, инновационная сфера развиваются только тогда, когда этим занимается каждый. Потому что инновации — это скорее образ мышления, чем какие-то управленческие решения. Что касается того, как формировать ресурсное обеспечение, то тут действительно надо думать о том, чтобы не было чрезмерного дублирования и чтобы деньги все-таки шли на приоритеты. К сожалению, у нас нет возможности одновременно развивать все, и поэтому мы вынуждены выбирать приоритеты. Если говорить о том, что именно нужно сделать для того, чтобы наука успешно развивалась, то, думаю, одним из главных требований является обеспечение стратегического видения. А если действовать, не концентрируя усилий и ресурсов на каких-то выделенных направлениях, это будет большим риском, потому что на сегодняшний день наука очень дорогая.
No comments:
Post a Comment