2010/03/24

Вступительное слово на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию России

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги! Сегодня заседание Комиссии посвящено, по сути, одной из самых важных тем, к которой мы с вами обращались уже несколько раз и в рамках Комиссии, и в рамках совещаний, которые я относительно недавно проводил, – повышению энергоэффективности российской экономики. Мы говорили об этом в сентябре прошлого года и на заседании Государственного совета в июле прошлого года, говорили ещё на энергетическом совещании в Омске. Но с учётом того, что тема очень сложная и важная, безусловно, эти вопросы являются стратегическими на ближайшие годы, их решение потребует усилий от всех присутствующих. И поэтому сегодняшнее обсуждение не первое и, явно, не последнее на эту тему. Сегодня мне хотелось бы, чтобы мы рассмотрели меры, которые предпринимаются в ТЭКе в этом плане.

И не секрет, что у отрасли есть огромный инновационный потенциал, причём в отличие от других отраслей здесь, помимо собственно необходимости заниматься инновациями, есть ещё и деньги для этого, то есть деньги, которые требуются для подготовки соответствующих технических решений, о чём, кстати, свидетельствуют и ряд программ, и уже внедряемые проекты технологического перевооружения. Но с другой стороны – принято рассуждать о консервативном характере топливно-энергетического комплекса, который якобы настолько уже сжился с собственной ролью, что, по сути, даже является частью патерналистских настроений или олицетворяет часть патерналистских настроений, когда ничего не нужно менять: и так все неплохо, и нефть, и газ у нас ещё есть, и поэтому без технологических улучшений можно развиваться дальше, а уж тем более без всяких там непонятных инноваций. Но это не так. И в том, кстати, что у отрасли весьма приличный потенциал, который уже реализуется, я убедился сегодня, когда посетил целый ряд объектов – и «Сургутнефтегаза», и «Роснефти». Это и новые технологии добычи нефти, и создание новых электростанций на попутном газе: всё сделано с использованием самых передовых технологических решений и, вне всякого сомнения, даёт толчок к тому, чтобы заниматься этими проблемами.
Другой вопрос, и скажем об этом откровенно, что значительная часть этих технологических решений, как и собственно устройств, которые используются, – это иностранные технологические решения и уж тем более иностранные механизмы и устройства. Поэтому задача заключается в том, чтобы мы обеспечили должную локализацию таких проектов.
Тем не менее мы должны помнить и о социальной ответственности отечественного ТЭКа, его роли в сбережении природных богатств нашей страны. Передовые государства мира уже не первый год (даже, может быть, десятилетия) ведут жёсткую, последовательную работу по сохранению национальных природных ресурсов для будущих поколений. И здесь также Россия должна быть на подобающем современном экономическом уровне.
«У отрасли [ТЭК] есть огромный инновационный потенциал, причём в отличие от других отраслей здесь, помимо необходимости заниматься инновациями, есть ещё и деньги для подготовки соответствующих технических решений».
О социальном измерении модернизации мы с вами говорили и будем говорить и дальше. Новые технологии, которые нами создаются, – это не игрушки для яйцеголовых, а это совсем другие вещи, вещи, которые позволяют снижать издержки, повышать доходы предприятий, улучшать условия труда и экологическую обстановку, а следовательно, в конечном счёте и обеспечивать повышение уровня благосостояния в нашей стране, то есть это вполне практические вещи. Поэтому чем современнее технологии, – это банальность, казалось бы, но об этом нужно помнить, и из этого мы должны исходить, – тем выше уровень жизни, и тем, в конечном счёте, надёжнее социальные гарантии.
По итогам предыдущих совещаний я дал ряд поручений, уже есть определённые результаты. В ноябре прошлого года вступил в действие Федеральный закон, который занимается непосредственно энергоэффективностью. Вы помните наши дискуссии, в конечном счёте закон был принят быстро. Это, кстати, неплохой результат, доказательство того, что если мы все воспринимаем такого рода проекты как близкие, как полезные для страны, то можем преодолеть даже ведомственные разногласия не только при помощи нажима со стороны Президента или каких-то драконовских поручений, но и просто потому, что это необходимо нам всем.
Правительством выпущен первый пакет необходимых подзаконных актов, началась реализация шести пилотных комплексных проектов. Здесь есть и первые результаты, и я рассчитываю на то, что Министр экономического развития Эльвира Сахипзадовна Набиуллина об этом нам сегодня расскажет. Вместе с тем мы только приступаем к решению этой важнейшей задачи, находимся в самом начале пути, поэтому нам необходимо создать и целый ряд стимулов для того, чтобы развивать такого рода проекты.
Я ещё раз хотел бы отметить, что в нашем ТЭКе сосредоточена значительная часть потенциала повышения энергоэффективности, но с точки зрения новых технологий, технологий энергосбережения мы пока далеко не на передовых позициях. На прошлом нашем заседании (правда, не по энергоэффективности: этот форум, эта встреча была посвящена вопросам инноваций со стороны государственных компаний, а потом, кстати, и частных компаний) мы говорили с вами о затратах российских компаний на НИОКР, а цифры там оказались весьма скромные по всем компаниям. Хотя сегодня мне коллеги рассказали, что они с этими цифрами работают, эти цифры улучшаются – мне отрадно об этом слышать, – тем не менее всё равно мы должны нацелиться на то, чтобы затраты на НИОКР росли.
И также на совещании в Омске мы говорили о том, что мировая энергетика не стоит на месте. Технологии добычи углеводородов, которые ещё некоторое время назад представляли собой в чистом виде экзотику, сегодня, к удивлению многих, начинают давать вполне очевидную экономическую отдачу. И в прошлый раз мы тоже занимались этими вопросами.
«Новые технологии, которые нами создаются, позволяют снижать издержки, повышать доходы предприятий, улучшать условия труда и экологическую обстановку, а следовательно, в конечном счёте и обеспечивать повышение уровня благосостояния в нашей стране. Чем современнее технологии, тем выше уровень жизни, тем надёжнее социальные гарантии».
Наши энергетические компании сегодня действительно начинают заниматься этими проблемами. Но мы должны не только использовать чужие разработки в этой сфере или заниматься лицензионным производством соответствующих ресурсов, но и стараться выйти на лидирующие позиции, тем более что значительная часть этих возможностей сконцентрирована в нашей стране, и поэтому мы должны быть лидерами в разработке таких технологий.
Сегодня в условиях глобального кризиса много говорят об экономии, но высокие технологии – это действительно достаточно дорогое удовольствие, тем не менее без этой инновационной составляющей мы вряд ли чего-то добьёмся. Поэтому мы должны стараться внедрять её на всех стадиях получения, транспортировки и использования энергии, потому что мы, к сожалению, во всех этих стадиях отличаемся крайне невысокой эффективностью. Но с другой стороны, то, что мы делаем, – и эта часть моего выступления, которая обращена к нашим собственным возможностям,  – не должно наводить нас на мысль, что мы всё сможем сделать в одиночестве. Это непродуктивно и существенным образом замедлит наше развитие. Опора на собственные силы как курс развития государства редко кому приносила удачу. Поэтому мы должны привлекать в Россию опытных и знающих специалистов и соответствующий бизнес из других стран.
Сегодня на заседание Комиссии приглашены представители ряда компаний, которые специализируются на предоставлении высокотехнологичных услуг. Я думаю, что мы послушаем их, узнаем их мнение о том, что нужно сделать, потому что в таком сотрудничестве мы заинтересованы, и я надеюсь, что заинтересованы все, не только государство, но и крупные компании, как отечественные, так и приходящие на российский рынок. Поэтому мы должны взаимодополнять друг друга.
Вот повестка дня сегодняшнего совещания. Прежде чем мы приступим к работе, я скажу ещё несколько слов по теме, которая связана с инновациями, технологическим развитием, но не является предметом нашего сегодняшнего совещания непосредственно. Вы знаете, не так давно я рассматривал вопрос о дислокации нового инновационного центра. Было принято решение разместить его в Сколково. Об этом я уже всех проинформировал. Здесь уже нужно переходить к практической работе. Мы должны создать не только собственно материальную базу, но и эффективно действующую систему, потому что мы всё это затеяли не ради того, чтобы построить определённое количество коттеджей или же создать производственные условия, лаборатории. Это всё важно, но это всё инфраструктура. Самое главное, чтобы там появились люди. Для того чтобы люди появились, должна быть внятная система управления. Эта система управления зависит от нас.
Кто должен заниматься координацией? Я думаю, что с учётом масштабности этого проекта, а с другой стороны – того, что в реализации этого проекта должны быть заинтересованы не только государственные структуры, но прежде всего российский бизнес, я считаю, что этим российский бизнес и мог бы заняться. Были проведены определённые консультации по поводу того, кто конкретно мог бы осуществлять такого рода работу. Мною принято решение о том, чтобы российскую часть этой координирующей структуры, которую мы создадим, возглавил Виктор Феликсович Вексельберг. Виктор Феликсович, потом Вы, может быть, пару слов нам на эту тему скажете.
Должен появиться и соответствующий научно-консультационный совет, и иностранные партнёры, в том числе и хорошо известные представители иностранных научных кругов и бизнеса. По этому вопросу мы ещё посоветуемся и, окончательно определившись, также пригласим такого рода специалистов для того, чтобы они участвовали в этом процессе. Я провёл определённую часть консультаций по этому поводу с моими коллегами, лидерами ряда иностранных государств, они обещали помочь, во всяком случае, советом, это тоже немаловажно. Я полагаю, что это будет достаточно важная составляющая нашей работы.
И, коль скоро мы переходим уже к непосредственной реализации этой задачи, задачи создания инновационного центра в Сколково, есть уже понимание того, как должен управляться соответствующий процесс. Я думаю, что мы должны определиться и в отношении правового режима того, что там будет делаться. По всей вероятности, это не может быть просто некий новый кусочек, подчиняющийся общим правилам. Я полагаю, нам следует подумать о создании особого правового режима соответствующей деятельности. Какого – это вопрос обсуждения. Я даю поручение Правительству Российской Федерации подготовить предложения по этому поводу. Здесь у нас присутствует часть руководителей, несколько вице-премьеров, займитесь этим, только не затягивайте этот вопрос, потому что нужно сформировать общие черты этого особого правового режима, я надеюсь, в ближайший месяц. Если потребуются изменения в законодательстве, мы их примем. Для начала достаточно.
Возвращаемся к основной теме, к вопросу энергоэффективности. Сейчас я передам слово Игорю Ивановичу Сечину. Отмечу лишь, что за последнее время мировой тренд в развитии нефтяных, газовых компаний, вообще энергетических компаний заключается в том, чтобы концентрироваться не только на традиционной профильной деятельности, но выходить и в электроэнергетику, заниматься нетрадиционной энергетикой.
Я думаю, что и нашим крупным компаниям стоило бы обратить на это внимание просто как на определённый вектор своего развития, принять это на вооружение, потому что узкая специализация уже не приносит успеха для таких крупных компаний, которые занимаются сегодня, например, углеводородами.
<…>

No comments:

Post a Comment

World time